Регионы

Размер шрифта AA

УФК по Томской области
официальный сайт
Предыдущая версия сайта

Расширенный поиск

История финансового контроля в Томской области

История финансового контроля в Томской области

История финансового контроля в России имеет глубокие корни и насчитывает не менее 350 лет. Прообразом министерской системы управления в России, включающей и Министерство финансов, явились 12 коллегий Петра I, из которых 4 заведовали разными вопросами финансовой деятельности: камер-коллегия, штатс-контор-коллегия, коммерц-коллегия и ревизион-коллегия. На протяжении столетий этот контрольный инструмент никогда не терял актуальности и все более совершенствовался.

Согласно постановлению ВЦИК от 27 августа 1919 года №437 был утвержден Сибирский Революционный Комитет (Сибревком) с подведомственной территорией, включающей в себя и Томскую губернию. На правах отдела Сибревкома создано Областное Финансовое Управление (ОФУ), имевшее двойную подчиненность Народному Комиссару Финансов (НКФ) РСФСР и Сибревкому, который с июня 1921 года располагался в Новониколаевске.

В связи с передачей контрольных функций от РКИ к органам НКФ, на основании приказа ОФУ от 1 февраля 1924 года №111 организован специальный отдел, объединяющий и инструктирующий деятельность финансово-контрольных органов Сибревкома – Контрольно-бухгалтерское управление (КБУ). На основании приказа ОФУ от 20 августа 1924 года №490 в соответствии с постановлением Правительства от 23 октября 1923 года КБУ переименовано в ФКУ. С этой даты начинается отсчет современного государственного финансового контроля, 23 октября 1923 года является датой создания контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации.

В начале 1933 года ФКУ преобразовано в Финансово-бюджетную инспекцию, которая, в свою очередь, была реорганизована в 1937 году в Контрольно-ревизионное управление Наркомфина СССР.

28 сентября 1937 года образована Новосибирская область, включавшая в себя всю территорию современной Томской области. С утверждением СНК СССР Положения о контрольно-ревизионном управлении от 9 мая 1938 года на базе ФБИ 1 июля 1938 года в Новосибирской области создано КРУ НКФ СССР по Новосибирской области.

На основании Указа Президента Верховного Совета СССР от 13 августа 1944 года была учреждена самостоятельная Томская область. В сентябре 1944 года образован финансовый отдел Томского облисполкома. Одновременно с комплектованием кадрами облфинотдела в составе последнего формируется штат службы Контрольно-ревизионного управления Народного Комиссариата финансов СССР по Томской области. Данная служба состояла из нескольких звеньев: при облфинотделе областной аппарат; по городу Томску старший контролер-ревизор при горфинотделе; по сельским районам контролеры-ревизоры при райфинотделах.

В конце 1949 года должность руководителя областного звена «старший контролер-ревизор» стала называться «Главный контролер-ревизор Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов СССР (затем РСФСР) по Томской области», сохранившаяся до 1990 года.

В 1982 году финансовый отдел Томского облисполкома переименован в финансовое управление Томского облисполкома. Последнее в 1991 году ликвидировано с передачей функций финансовому управлению Администрации Томской области, в состав которого входило КРУ Минфина России по Томской области.

С 01 октября 1998 года на основании постановления Правительства Российской Федерации от 06 августа 1988 года №888 «О территориальных контрольно-ревизионных органах Министерства финансов РФ» образованы территориальные контрольно-ревизионные органы Министерства финансов РФ, Контрольно-ревизионное управление Минфина России в Томской области функционирует как самостоятельное юридическое лицо с прямым подчинением Министерству финансов Российской Федерации.

В связи с реорганизацией расширились функции КРУ. Управление в соответствии с возложенной на него задачей осуществляет контроль за своевременным, целевым и рациональным использованием и сохранностью средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств. Проводит в пределах своей компетенции ревизии и тематические проверки поступления и расходования средств федерального бюджета, документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций любых форм собственности по мотивированным постановлениям правоохранительных органов. По обращениям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на договорной основе проводит ревизии и финансовые проверки поступления и расходования средств соответствующих бюджетов, внебюджетных средств и доходов от имущества, находящегося в их собственности.

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» изменена структура федеральных органов исполнительной власти, в систему входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. В подведомственности Министерства финансов Российской Федерации создана Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, осуществляющая свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (Территориальное управление Росфиннадзора в Томской области).

В полномочия службы входит проведение ревизий и проверок правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, а также осуществление таких ревизий и проверок по мотивированным обращениям руководителей правоохранительных органов. Также в функции службы входит осуществление контроля за соответствием проводимых резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций) валютных операций на соответствие законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля; совместно с агентами валютного контроля, правоохранительными, контролирующими органами исполнительной власти проводит проверки полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов, осуществляемым в рублях. Служба осуществляет надзор за исполнением законодательства о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.

Указом Президента Российской Федерации от 02 февраля 2016 года № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» Федеральная служба финансово-бюджетного надзора упразднена, полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, переданы Федеральному казначейству.

         В рамках переданных полномочий Федеральное казначейство (его территориальные органы) осуществляет контроль и надзор:

  • за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
  • за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ Российской Федерации, в том числе об исполнении государственных заданий;
  • за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд;
  • за осуществлением органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющимися органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), контроля за соблюдением Федерального закона о контрактной системе;
  • за использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, направленных на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местном бюджете на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда и модернизации системы коммунальной инфраструктуры;
  • за использованием специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (региональный оператор), средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора.