В связи с заменой сертификата безопасности официального сайта Федерального казначейства в интернете при установлении защищенного соединения, необходимо установить корневой сертификат удостоверяющего центра, который размещен на официальном сайте Портала государственных услуг Российской Федерации.



Регионы

Размер шрифта AA

УФК по Томской области
официальный сайт
Предыдущая версия сайта

Расширенный поиск

Интервью заместителя Руководителя Федерального казначейства С. Е. Прокофьева, журнал «Приходный ордер», март-апрель 2010 № 3-4 (41-42)

Не счетом единым

О реформах бюджетного процесса рассказывает гость редакции

 

В Томске с рабочим визитом побывал заместитель руководителя Казначейства России Станислав Прокофьев. «Приходный ордер» поговорил с ним о методиках, используемых в ежедневной работе казначейства, основных принципах и перспективах развития казначейства в России.

 

- Станислав Евгеньевич, где Казначейство России черпает вдохновение для развития и модернизации? Помогает ли в этом опыт других стран?

 - Я достаточно часто бываю за рубежом – за годы работы в казначействе объездил почти 30 стран. Система казначейства во всем мире однородна: несмотря на имеющиеся в каждой стране нюансы, основополагающие принципы едины повсюду. Тем не менее, чтобы не отстать от жизни, необходимо постоянно изучать опыт зарубежных стран. Особенно важным мне представляется изучение функционирования казначейской системы у двух стратегических партнеров России – Германии и Франции. Казначейства наших стран дружат на протяжении многих лет, причем не только наши специалисты посещают эти страны, но и зарубежные казначеи ежегодно приезжают в Россию. Мы постоянно координируем с этими партнерами все направления развития.

- Какие процессы, в частности, происходят в тесном взаимодействии с иностранными партнерами?

 - Ключевым направлением являются реформы бюджетного процесса. Во всех странах в настоящее время удлиняется горизонт бюджетного цикла, происходит переход от годичного бюджетирования к трехлетним, а в перспективе – и пятилетним бюджетам. Планы же составляются как минимум на 20 лет вперед, а в ряде стран, например, в Великобритании, умудряются спланировать будущее страны на 40 лет. В нашей стране самым дальним бюджетным планом является Концепция долгосрочного развития, которая охватывает период до 2020 года. Я надеюсь, что скоро мы тоже придем к более долгосрочному бюджетному планированию. Другие направления, по которым мы сотрудничаем с международным профессиональным сообществом, это реформы внутри бюджетного сектора, изменение бюджетного законодательства, совершенствование казначейских технологий: расчетных, платежных, технологий управления Единым казначейским счетом.

- Расскажите, пожалуйста, подробнее о функционировании Единого казначейского счета – ведь вы непосредственно отвечаете за финансовое прогнозирование и управление Единым казначейским счетом.

- У нас сейчас, как и во всех казначействах развитых стран, создан Единый казначейский счет – аналог единого корреспондентского счета в большой кредитной организации. Такой счет позволяет централизованно управлять денежными ресурсами. Это направление работы действительно курирую я, и через мои руки за прошлый год прошло примерно 20 трлн. рублей – это все бюджетные деньги страны.

 - Как осуществляется управление этим самым важным для страны счетом? 

- Управление Единым казначейским счетом включает несколько процессов. Во-первых, все бюджетные потоки необходимо полностью поднять на уровень федерального центра. В этом году к бюджетным деньгам на едином счете присоединятся внебюджетные средства. Также в 2012-2013 гг. мы принимаем к себе на обслуживание государственные внебюджетные фонды. Все это позволит управлять имеющимися ресурсами более оперативно. Скажем, при возникающем дефиците бюджетных средств можно не привлекать внешние займы, а временно использовать излишки  средств на Едином казначейском счете.

- Кроме управления пассивами (привлечение займов), какие технологии управления активами использует Казначейство России?

- Осуществляя активные операции, мы еженедельно выходим на рынок и используем соответствующие финансовые инструменты. Сейчас работа происходит только с банковскими депозитами, но мы готовимся к проведению сделок РЕПО с участием государственных ценных бумаг. Кроме того, казначейство осваивает сейчас технологию валютных свопов, для того чтобы  заработать на разнице в курсах валют: ведь в нашем распоряжении есть валютные счета с сотнями миллионов американских и канадских долларов, евро, йен.

- Какие еще технологии позволяют наиболее эффективно использовать Единый казначейский счет?

 - Развиваются расчетные технологии: совместно с Центральным Банком мы используем новую технологию, которая основана на применении спутниковой связи. С этой системой деньги, скажем, из Москвы в Томск можно провести за одну-две минуты. Мы добились нужной нам скорости работы, что положительно влияет на оборачиваемость бюджетных средств.

- Согласно Стратегической карте Казначейства России на 2010-2015 гг., одним из приоритетов его работы является обеспечение прозрачности операций с финансовыми ресурсами государства. Как на практике реализуется этот метод, призванный повышать доверие к власти?

 - Бюджетная транспарентность – это действие единых правил, установленных Международным валютным фондом в 2011 году. Инструкция по бюджетной «прозрачности» обязательна для всех стран – участниц МВФ. Благодаря этой инструкции существует Единая бюджетная классификация – в каждой стране по одинаковым правилам можно проводить анализ бюджетных доходов и расходов, а также осуществлять сравнение бюджетов разных стран. Подобная система позволяет объективно представить общественности структуру государственного бюджета. Например, популярным мифом является то, что российский бюджет в основном направлен  на обеспечение обороноспособности. Однако если подойти к анализу с точки зрения единых международных правил, то становится очевидным, что в России существует типичный социально ориентированный бюджет, в котором социальная составляющая равна 38 %. Интеграция в мировое сообщество позволила использовать международную методологию и обеспечивать реальную прозрачность бюджета.

- Какие инструменты, помимо названных, используются для информирования населения о деятельности казначейства?

 - Для информирования общественности мы также большое внимание уделяем нашему сайту. На нем можно найти практически всю информацию, касающуюся бюджета России. Эта тема действительно вызывает интерес: в среднем в день к нашему сайту обращается примерно 50 тысяч человек.

            Такая статистика означает высокую степень заинтересованности российских граждан в работе бюджетной системы. Казначейство же, в свою очередь, прикладывает все усилия, для того чтобы отвечать на имеющийся общественный спрос, используя современные технологии и накопленный мировой экономикой опыт.

 

Алена Костык

 

Опубликовано в журнале «Приходной ордер» март-апрель 2010 № 3-4 (41-42)

Скачать

19052010.doc DOC39.5 КБ

5 октября 2015, 17:42