В связи с заменой сертификата безопасности официального сайта Федерального казначейства в интернете при установлении защищенного соединения, необходимо установить корневой сертификат удостоверяющего центра, который размещен на официальном сайте Портала государственных услуг Российской Федерации.



Регионы

Размер шрифта AA

УФК по Томской области
официальный сайт
Предыдущая версия сайта

Расширенный поиск

«Бухгалтерия всея Руси. Секреты и тайны бюджетного управления», журнал «Приходный ордер», март-апрель 2010 № 3-4 (41-42)

Бухгалтерия всея Руси

Секреты и тайны бюджетного управления

 

         В гимне Казначейства России есть такие слова: «Из легенд давних, былинных, к нам пришло звонкое слово, очень важное слово «казна». Для рядового обывателя казначейство порой так и остается названием из русских сказок, а между тем в современной экономике России казначеям отведена очень важная системообразующая роль. По своей сути казначейство выполняет функции бухгалтера и кассира для целого государства.

 

            Задачами Российского казначейства на сегодняшний день являются: проведение кассовых операций в ходе исполнения федерального. Региональных и местных бюджетов; осуществление контроля над соблюдением бюджетного законодательства; распределение доходов между бюджетами разных уровней; составление отчетности об исполнении федерального бюджета.

            Ближайшие стратегические цели, которые ставит перед собой эта государственная структура, весьма амбициозны. К 2015 году планируется создать эффективную систему общественного контроля за финансовыми ресурсами сектора государственного управления, обеспечить прозрачность операций с финансовыми ресурсами государства. В казначействе собираются запустить единую систему планирования государственных закупок, учета и исполнения госконтрактов. Для повышения эффективности бюджетных расходов предполагается внедрить модель активного управления средствами на Едином казначейском счете. В этом материале мы расскажем  о том, как работает казначейство и что поможет добиться запланированных результатов.

 

На острие

            Казначейство России – один из наиболее выстроенных и динамично развивающихся органов государственной власти. Руководитель УФК по Томской области Галина Ревенкова:

 - В рамках казначейства постоянно происходит совершенствование использующихся механизмов работы – вслед за стремительно меняющейся внешней средой, в ответ на новые политические и экономические вызовы и задачи. Казначейство непрерывно совершенствует платежные, учетные, контрольные и информационные системы в области финансовой деятельности.

            Одной из ближайших задач казначейства является повсеместное внедрение электронного документооборота. Современной технологией формирования доходов бюджета станет применение электронного биллинга в качестве нового платежного инструмента для граждан и организаций. Совместно с Банком России реализуется программа, в которую входит ликвидация всех расчетно-кассовых центров до 2012 года. В связи с этим всех клиентов казначейства будет необходимо перевести на корпоративные пластиковые карты. Эксперимент по применению расчетных карт был проведен в Краснодаре, и организаторы сочли его успешным. 

            В планах на ближайшие два года есть и изменение функций отделений казначейства. Сейчас зачастую в небольших отделениях по всей России сконцентрировано множество функций, что создает их перегруженность и негативно влияет на эффективность работы. Но в скором времени эти отделения превратятся исключительно в front-офисы, которые будут заменять только взаимодействием с клиентами. Бухгалтерский учет, ведение лицевых счетов – все эти задачи будут выполняться «наверху», на уровне казначейского управления.

            В перспективе вообще планируется оставить всего один Единый казначейский счет – это происходи в рамках программы Cash Concentration – «концентрация денег». При этом территориальные управления казначейства будут наделены важными полномочиями дебетовать этот счет самостоятельно. В регионах смогут не составлять запросы в федеральный центр, что делает процесс получения денег долгим и неудобным, а самостоятельно списывать с бюджетного счета требующиеся суммы, руководствуясь специальными правилами и лимитами.

            В модернизационных процессах  активное участие принимают и региональные представители казначейства.

 

Томские казначеи

            Свои функции казначейство осуществляет через территориальные отдаления, находящиеся в каждом из регионов. Благодаря этому казначеи имеют возможность тесно взаимодействовать с субъектами РФ и органами местного самоуправления. Действует  Управление Федерального казначейства и в Томской области.

            Заместитель руководителя Казначейства России Станислав Прокофьев: «Всегда синонимом слова «Томск» становится инновации и умные инвестиции. Это очень позитивный общественный имидж, который ко многому обязывает и Управление Федерального казначейства по Томской области. Важно соответствовать высокому уровню развития экономики и общему настрою в регионе».

            Томское управление Казначейства России старается не просто следовать существующим инструкциям, а быть лучше действубщих инструкций и правил. Например, возврат излишне уплаченных денег по нормативам занимает три дня. Но местные казначеи прикладывают особые усилия, для того чтобы плательщик получил свои деньги обратно не более чем за двое суток. Если при этом для возврата не хватает собственных средств в области, то запрашивается подкрепление с Единого бюджетного счета, и таким образом привлекаются федеральные средства.

            Начиная с 1 января 2009 года Казначейство России открывает и ведет счета администраторов доходов бюджета. Всего за прошедший год открыто 56 283 счета для бюджетных администраторов. Вклад отделения казначейства по Томской области в эту цифру составил 848 лицевых счетов: 130 – для федеральных структур, 66 – для областных, основную же массу составили счета для муниципалитета. Из работы с этими счетами и складываются будни томских казначеев.

            Так, в 2009 году Томским управлением Казначейства России проведено 2,5 миллиона платежных поручений: отдел доходов обрабатывает по 207 тысяч платежных поручений в месяц, что составляет, несомненно, колоссальную нагрузку. В целом доходы бюджетной системы на территории Томской области составили 92,8 млрд. руб. Поделили доходы между различными уровнями бюджетной системы: так 45% – в бюджет федеральный, 34% – в бюджет области, 8% – в муниципальный бюджет, а 13% поступлений ушли во внебюджетные фонды. Впрочем, не следует думать, что почти половина собранных средств так и остается в федеральном бюджете – позже происходит своеобразный «передел», и деньги возвращаются в область в виде дотаций и субсидий по различным программам и направлениям.

 

Дела бюджетные

 

            За 17 лет своего развития Казначейство России стало мощной системой бюджетных платежей.

            При этом именно специалистам казначейства очень хорошо видны «узкие места» отечественной бюджетной системы. Одной из основных проблем современной бюджетной системы России в казначействе считают неприспособленность бюджета для системного решения государственных задач. Сегодня бюджет ориентирован не на результат, а на формирование перечня затрат.

            Еще одна проблема – ощутимый бюджетный дефицит. Так, в прошлом году дефицит российского федерального бюджета был самым большим среди стран Большой восьмерки. Для покрытия бюджетного дефицита предполагается использование средств Резервного фонда, а также Фонда национального благосостояния. Кроме того, казначейство планирует внедрить систему  внешних и внутренних заимствований. В 2010 объем заимствований составит 1,5 трлн. рублей. Казначейство будет реализовывать целый комплекс мер, чтобы оптимизировать бюджетные расходы и найти новые источники бюджетных доходов, а также ускорить оборачиваемость бюджетных средств.

            До конца 2010 года все учреждения, которые  относятся к сфере государственной власти и работают в неконкурентной сфере, будут переведены в группу казенных предприятий, и их внебюджетные средства полностью поступают в бюджет. Остальные учреждения станут бюджетными учреждениями нового типа – будет поощряться их саморазвитие и зарабатывание денег  на собственное развитие. При этом бюджетные учреждения буду получать от главного распорядителя бюджетных средств государственные задания на оказание государственных услуг, ориентированные не на процесс, а на конечный результат. Скажем, для вуза таким заданием может стать не прием некоторого количества студентов, а выпуск определенного числа специалистов. На исполнение таких заданий будут направляться целевые субсидии, рассчитанные по нормативно-подушевому принципу. Два дополнительных вида субсидий для таких учреждений – на обслуживание государственного имущества и субсидия на выравнивание. Такая система позволит собирать все доходы бюджетных организаций в бюджет, а внебюджетные счета в скором времени будут ликвидированы.

            Заместитель руководителя Казначейства России Станислав Прокофьев: «Без постоянного реформирования и совершенствования бюджетная система костенеет и становится неэффективной. Поэтому на протяжении последних лет процесс реформирования бюджетной системы Росси носит перманентный характер. Кризис в экономике является катализатором этой модернизации».

            Немаловажную роль играет эффективное управление деньгами бюджета: так, в 2009 году на операциях по размещению временно свободных остатков бюджетных средств казначейство  заработало порядка 19 млрд. рублей. Это сопоставимо с расходами федерального бюджета на содержание своих «кассиров», то есть казначейство окупило само себя. Тем не менее применение различных финансовых инструментов требует  более широкого развития.

             Важной составляющей нового подхода к бюджетному управлению станет переход к долгосрочным целевым программам. Использование системы планирования, основанной на Дереве целей государства, позволит составлять бюджетные планы на 20 лет вперед. В течение ближайших  трех лет бюджет будет переведен на программный метод формирования и исполнения.

            Реализация проектов и программ Казначейства России позволит финансовой системе страны подняться на новый уровень. Пожиная плоды серьезной модернизационной работы  важно помнить о кропотливом труде «бухгалтерии» Российского государства.

 

Алена Костык

 

Опубликовано в журнале «Приходной ордер» март-апрель 2010 № 3-4 (41-42)

 

Скачать

19042010.doc DOC46.5 КБ

5 октября 2015, 17:41