Регионы

Размер шрифта AA

УФК по Томской области
официальный сайт
Предыдущая версия сайта

Расширенный поиск

"Федеральному казначейству России - 15 лет" районная газета "Бакчарская жизнь", 2007, № 95

Федеральному казначейству России – 15 лет.

 

2007 год – год юбилейный для системы Федерального казначейства России. За 15 прошедших лет сформированы казначейские органы во всех субъектах Российской Федерации, завершен полномасштабный переход на казначейское обслуживание кассового исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, все органы федерального казначейства работают в режиме функционирования единых казначейских счетов (ЕКС) как по доходам так и по расходам с использованием специально разработанного прикладного программного обеспечения (ППО).

Динамичное развитие казначейской системы сегодня наблюдают все, кто в той или иной степени связан с работой ее органов. Федеральное казначейство «замкнуло» на себе осуществление и учет всех операций со всеми государственными федеральными ресурсами и стало очевидным, что альтернативы казначейской системы исполнения бюджетов нет.

Чтобы понять актуальность возрождения казначейской системы в России следует обратиться к истории развития российского казначейства.

Казначейские органы в финансовом управлении России всегда играли ведущую роль.

Еще в период правления на Руси Ивана III (1462-1504г.г.) были созданы приказы, в том числе финансовые и наряду с должностью окольничего – ближайшего советника и исполнителя поручений Великого князя, появилась должность казначея – хранителя великокняжеской казны и архива.

В период царствования Екатерины II (1762-1796 г.г.) вводится должность генерал-прокурора, который становится первым по значению правительственным лицом, ему же поручается и заведование казначейской частью. Это положило начало сосредоточению государственных доходов и расходов в одном ведомстве и дало возможность установить более правильную финансовую систему.

Объективное развитие экономики и государственного строительства подвели к необходимости создания таких органов, как Государственное казначейство и Министерство финансов.

По восшествии на престол императора Павла I (1796 – 1801 г.г.) учреждается должность государственного казначея, которая обособляется от должности генерал-прокурора, и управление финансовой частью становится самостоятельным.

8 сентября 1802 года (при Александре I) устанавливается новая система государственных исполнительных органов власти: учрежденное еще Петром I коллегиальное управление заменяется на министерское. Так, 205 лет назад появилось Министерство Финансов России, принявшее на себя в числе прочих и функции казначейства.

В царствование последнего императора Николая II (1894-1917г.г.) были проведены структурные и казначейские изменения в деятельности Министерства финансов, и в частности, в Департаменте главного казначейства.

К моменту Октябрьской революции Департамент государственного казначейства являлся основным в системе Министерства финансов, он осуществлял исполнение Российского бюджета и контроль за расходованием государственных средств.

В октябре 1917 года, в связи с объявлением целенаправленного перехода к безденежному обороту, начались многочисленные преобразования финансовой системы.

4 мая 1919 года Декретом Совета народных комиссариатов Департамент Государственного казначейства упраздняется, его функции передаются Народному банку РСФСР.

Однако, история доказала невозможность сохранения системы кассового исполнения бюджета, основанной на национализированном банковском хозяйстве. Особенно в условиях перехода к рыночной экономике, когда стали очевидны негативные последствия использования банковской схемы исполнения бюджета:

- низкая оперативность в зачислении доходов;

- отсутствие единой методики распределения регулируемых налогов;

- отсутствие  оперативной информации о полученных доходах и проведенных расходах;

- усложнение контроля за целевым использованием бюджетных средств;

- недопустимо долгий «пробег» бюджетных средств до конечных получателей и как следствие этого: срыв сроков выплаты заработной платы и социально значимых выплат, что, в свою очередь, приводило к росту социальной напряженности;

- высокий уровень средних остатков бюджетных средств на счетах коммерческих банков.

В результате в начале 90-х годов 20 века в России назрела необходимость более четкой реализации функций, связанных с исполнением государственной казны и обеспечением подконтрольности ее ресурсов.

В связи с чем со всей остротой встал вопрос о государственном органе, способном осуществлять исполнение федерального бюджета.

В 1992 году согласно Указу Президента Российской Федерации от 8 декабря № 1556 «О федеральном казначействе» начался новый этап развития казначейства в России.

Спустя 75 лет казначейская система России вновь возродилась и приобрела прежнюю актуальность.

Период создания и становления казначейства характеризуется постепенностью, последовательностью, осуществлением в несколько этапов.

Положением «О федеральном казначействе», Утвержденным Советом Министров-Правительством Российской Федерации от 27.08.1993 года № 864 были определены структура, задачи и функции, права и обязанности органов казначейства, которые сводились к общей цели: эффективному управлению доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета Российской Федерации, повышению оперативности в финансировании государственных программ, усилению контроля за поступлением, целевым и эффективным использованием государственных средств.

В 1993 году началась активная работа по формированию органов казначейства в Томской области, по подбору руководящих кадров и специалистов не только в областной аппарат, но и в районные (городские) Отделения.

Приказ Управления Федерального казначейства по Томской области (УФК) о создании Отделений в 18 районах и городах за № 01/7 был подписан 26 июня 1993 года, на основании которого 17 ноября 1993 года было создано Отделение федерального казначейства в Бакчарском районе (ОФК).

Если на первом этапе работы перед казначейством ставилась только одна задача – исполнение федерального бюджета по доходам, то уже с конца 1994 года были открыты отдельные лицевые счета на балансовом счете № 120 «Средства федерального бюджета Российской Федерации» для финансирования расходов федерального бюджета. Первыми получателями средств федерального бюджета через систему казначейства в Бакчарском районе стали районный финансовый отдел, инспекция государственной налоговой службы, санэпидемстанция, профтехучилище и само казначейство. Но постепенно к 2000 году на финансирование через органы Федерального казначейства была переведена вся гражданская сфера, а затем судебные органы, органы юстиции и Министерства внутренних дел. Завершили данный переход в 2002 году органы Министерства обороны. Параллельно велась работа по финансированию отдельных видов расходов и целевых программ по ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АЭС, ПО «Маяк» и испытаний на Семипалатинском полигоне, а также расходов, направленных на предоставление льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий.

В 2001 году заключается Бюджетное соглашение между Администрацией Бакчарского района и ОФК по Бакчарскому району о кассовом обслуживании исполнения местного бюджета Бакчарского района по перечислению средств, поступающих из федерального бюджета в порядке межбюджетного регулирования: бюджетных ссуд, целевых субвенций, субсидий, дотаций, средств финансовой поддержки на закупку и доставку нефти, нефтепродуктов, топлива и продовольственных товаров в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местностям для снабжения населения, организаций социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства, а также на выплату пособий граждан, имеющих детей.

В январе 2002г. заключено дополнительное Бюджетное соглашение по расчетам через казначейство компенсаций и социальных выплат по программам на финансирование расходов по реализации федеральных законов «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов».

В эти же годы началась работа по открытию лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Учет внебюджетных средств у бюджетополучателей стал осуществляться наравне с бюджетными средствами.

Наряду с ведением предварительного и текущего контроля за целевым использованием средств строго в соответствии с реестрами Управления в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств, сметными назначениями и поступившим объемом финансирования в разрезе кодов экономической классификации, специалистами Отделения проводился последующий контроль целевого и эффективного расходования средств непосредственно в бюджетных учреждениях.

Объем работы по исполнению доходной части бюджета возрастал ежегодно. С 1 июля 1999 года ОФК стало распределять и перечислять федеральные и региональные налоги до уровня местных бюджетов, а с января 2000 года была возложена работа по урегулированию взаимной задолженности по доходам в результате проведения на региональном и местном уровнях расчетов в неденежной форме, а также различных форм расчетов и налоговых льгот. Благодаря чему в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды стали поступать реальные деньги от уплаты налогов и неналоговых платежей по законодательно установленным нормативам, суррогатным расчетам был поставлен надежный заслон.

Так, шаг за шагом, отладив один участок работы, казначейство переходило к другому.

В целях реализации концепции функционирования ЕКС с 1 января 2002 года был проведен переход на работу в условиях централизованного учета доходов федерального бюджета и их распределения в порядке межбюджетного регулирования на доходных счетах Управления.

В начале 2003 года Отделение перешло на прямой обмен электронными документами по всем расчетным операциям через Центральный банк по Томской области, в апреле 2004 года заключено соглашение о применении электронно-цифровой подписи при обмене электронными документами между Управлением и ОФК. В мае 2004 года осуществлен переход на расчетное обслуживание лицевого счета Отделения на ЕКС Управления по учету средств федерального бюджета. В 2005 году проводится централизация операций со средствами областного бюджета на едином счете, открытом в УФК по Томской области, в 2006 году со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также средств, поступающих во временное распоряжение бюджетных учреждений.

2006 год ознаменовался переходом бюджетов всех уровней на казначейское исполнение по схеме единого бюджетного счета. С этого момента Федеральное казначейство перестало быть ведомством, основная задача которого заключалась в обслуживании операций со средствами только федерального бюджета. Органы Федерального казначейства приняли к исполнению отдельные функции, которые прежде исполнялись финансовыми органами регионов и муниципалитетов.

В этом же году федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение реестров государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации с 1 января 2007 года, становится Федеральное казначейство.

Одновременно с этим ведется работа по внедрению электронного документооборота (СЭД) с получателями бюджетных средств, лицевые счета которых открыты в Отделении, внедрение и совершенствование ППО «Центр-КС» и «Аксиок», что позволяет снизить трудоемкость казначейских процессов, объем которых постоянно растет.

Безусловно, что недопущение сбоя в кропотливой ежедневной работе стало возможным благодаря добросовестному отношению специалистов Отделения.

Ведь кроме всего вышеперечисленного велась и ведется постоянная работа по бюджетному учету, формированию и представлению отчетов, делопроизводству и кадрам, созданию архива, оказанию информационной, консультационной помощи, а если требуется, то и практической помощи получателям бюджетных средств, а также налаживанию связей по конструктивному сотрудничеству с органами исполнительной власти, финансовыми и кредитными организациями, налоговой службой, поставщиками услуг и т.д.

Позитивные результаты вряд ли могли быть достигнуты без взаимопонимания, поддержки, чувства ответственности за порученный участок работы каждого сотрудника Отделения.

Сегодня в Отделении замещают должности государственной гражданской службы 9 человек, средний возраст – 37 лет, средний стаж работы в казначействе – 8 лет. Все имеют высшее профессиональное образование и продолжают повышать свой профессиональный уровень в порядке периодичности на курсах повышения квалификации.

За 15 лет из Отделения уволилось только 3 специалиста, из них Булгакова Валентина Андреевна, стоявшая у истоков создания федерального казначейства в Бакчарском районе. Бывший финансист, она пришла в ОФК на должность главного бухгалтера в 1993 году и проработала на этой должности до 2002 года, уволилась в связи с выходом на пенсию по госслужбе. За продолжительную безупречную работу В.А.Булгакова одна из первых казначеев области награждена Почетной грамотой Министерства финансов Российской Федерации.

В мае 1994 года на работу в ОФК пришла Мухачева А.Н. на должность старшего казначея. До этого более 20 лет она работала бухгалтером, главным бухгалтером на предприятиях торговли, сельского хозяйства, промышленности. Поэтому именно ей был доверен последконтроль бюджетных средств. В дальнейшем Антонида Никандровна изучила бюджетный учет, освоила практически все участки работы Отделения. Спокойная, неконфликтная, знающая свое дело, она заслужила авторитет не только у коллег, но и бюджетополучателей. За достигнутые успехи в труде, личный вклад в развитие органов Федерального казначейства в 2002 году ей объявлена благодарность УФК МФ РФ по Томской области, в 2004 году вручена Почетная грамота Управления.

12 лет в Отделении работает Потураева Т.Б. Поступив на должность машинистки, она доросла до главного казначея с обязанностями бухгалтера. Татьяна Борисовна не просто высококвалифицированный специалист, это замечательный, душевный человек, с которым работать легко и надежно, если надо – подскажет, поможет, оперативно сделает сама.

10 лет казначейской работы у старшего казначея Килиной Е.В. Ей присущи внимательность, требовательность. Эти качества крайне необходимы в работе Елены Валентиновны, так как она, что называется «на переднем плане» по работе со средствами федерального бюджета, средствами от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и средствами, поступающих во временное распоряжение бюджетных учреждений.

Остальные специалисты поступили в Отделение в 2000 году и позже уже на государственные должности госслужбы. Одни пришли после окончания ВУЗа, другие с организаций и учреждений, не имея большого практического опыта.

Молодость, твердость характера и желание познать новое победили. Сегодня Батурин А.В. и Масловская Н.Ю. являются казначеями, замещают старшую должность государственной гражданской службы; Батурина Л.И., Непша Л.А., Ширшина Е.П. – специалисты первого разряда. Они не боятся осваивать смежную работу, замещать друг друга, учиться, принимать и теперь уже передавать опыт.

Из двух человек обслуживающего персонала 14 год работает в Отделении бессменно водитель Волков А.П., за безупречную продолжительную работу он награжден Почетной грамотой УФК по Томской области. Создает уют и чистоту в помещении Отделения Яломыст Н.Н.

Периодически, начиная с 1995 года мы пишем статьи в районную газету о казначействе, о людях, работающих в этой структуре, об их отношении к труду; даем интервью по интересующим население вопросам. Нам есть что рассказать, ведь Президент России и Правительство Российской Федерации поставили перед Федеральным казначейством большие и ответственные задачи. Многое удалось воплотить в жизнь (и не всегда это было легко, как казалось со стороны), многое еще предстоит сделать.

С 1 января 2005 года Федеральное казначейство России выделено из Министерства финансов Российской Федерации в Федеральную службу, а поэтому наряду с совершенствованием механизмов мобилизации, учета и использования бюджетных средств предстоит большая работа по упорядочению правовой основы деятельности казначейства, ее организационно-штатной структуре, улучшения материального и технического обеспечения, внедрения единой информационной, телекоммуникационной системы с учетом обеспечения безопасности информации, и многое другое в целях создания условий для выполнения возлагаемых на органы казначейства функций.

В том, что Федеральному казначейству развиваться и жить многие лета, нет сомнения, ведь преимущества казначейской системы по эффективному управлению бюджетными средствами на ЕКС очевидны не только казначеям. В книге отзывов и предложений Отделения имеется много благодарностей от руководителей и главных бухгалтеров учреждений и организаций, которые у нас обслуживаются.

И пусть все намеченные планы по развитию органов Федерального казначейства исполнятся.

В канун 15-летия возрождения казначейской системы Российской Федерации поздравляю всех кто работал ранее и работает в настоящее время в органах казначейства, всех своих коллег с юбилеем. Желаю удачи и благополучия, оптимизма и радости, удовлетворения от каждого прожитого дня, уверенности в завтрашнем дне и доброго всем здоровья.

 

Руководитель Отделения

по Бакчарскому району

УФК по Томской области                                                                       Л.Ф.Богатырева

 

Опубликовано в районной газете «Бакчарская жизнь» № 95 от 05.12.2007.

Скачать

53.8399.95_2007.doc DOC60.0 КБ

5 октября 2015, 17:36